Бетон для постоянной крепи

Тампонажные трубки устанавливали таким образом, чтобы подаваемый через них раствор поступал к прокладке и на швы бетона. Подача бетона в ствол для крепления первой заходки производилась по трубам диаметром 152 мм с помощью бетононасоса «Блоу-Нокс». В дальнейшем бетон доставляли скипами «Блоу-Нокс» емкостью 1,5 м3. Переход на спуск бетона в скипах английские специалисты объясняют следующим: при спуске бетона по трубам он расслаивается и требует дополнительной обработки; для спуска бетона по трубам необходимо увеличивать водо-цементное отношение, что приводит к снижению прочности бетона с 475 до 360 кГ/см2; на монтаж става труб, отводов и прочистку труб при их закупорке требуются дополнительные затраты времени.

При спуске бетона в скипах последний наполнялся в бетонно-растворном узле, доставлялся к стволу и опускался на подвесной полок, где разгружался в бункер, который находился на подставке высотой 1,5 м. Из бункера бетон поступал в две саморазгружающиеся вагонетки емкостью 0,25 м3, в которых его развозили по периметру ствола.

Уложенный бетон уплотняли. Укладку бетона за опалубку производили в период движения порожнего скипа по стволу, так что во время спуска в ствол скипа бункер был подготовлен для приема бетона.

Применение вагонеток для развоза бетона объясняется его большой жесткостью (В:Ц=0,46), затрудняющей транспортирование по желобам. Считают, что производительность укладки бетона при спуске в скипах выше, чем при спуске по трубам, примерно в 2 раза и что при этом значительно улучшается качество крепи.

Во время твердения бетона температура в стволе достигала 35-:-38° С. Положительная температура в бетоне поддерживалась от начала возведения крепи до снятия опалубки.