Эвристический уровень

Следующим является информационный уровень, представляющий комплекс конкретных или абстрактных объектов, называемых знаками, с каждым из которых определенным образом сопоставлено некоторое значение. В этом случае система есть совокупность знаков, служащих для выражения некоторого содержания.

Информационные модели реализуются с помощью знаков, являющихся предметом изучения семиотики.

Знаковыми системами являются разговорные, формализованные языки, сигнализация, состояние входных и выходных сигналов машин и автоматов и т. д. Семиотика состоит из синтактики, семантики и прагматики. Синтактика занимается структурным исследованием знаковых систем с точки зрения их синтаксиса безотносительно к их значениям и функциям, а также проблемам, связанным с восприятием этих систем как средств общения.

Семантика изучает значения понятий и суждений, а также из формальных аналогов — выражений различных формальных систем.

Таким образом, семантика выявляет смысл знаковых систем, устанавливает зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Прагматика исследует отношение объекта, использующего знаковую систему, к самой знаковой системе, т. е. восприятие осмысленных выражений знаковой системы в соответствии с разрешающими способностями в оспринимающего.

Информационный уровень строительства сооружений связи предполагает словесное описание структуры и системы взаимосвязей отдельных ее элементов, целей и задач функционирования системы и ее элементов, способов достижения поставленных целей и решение отдельных задач и т. д. На этом уровне систем под объектом понимается какой-либо их элемент (организационный, технологический и т. п.). Например, объектом может быть строительное управление, обозначаемое знаками, а их совокупность образует строительный трест.

Логико-математический уровень представляет собой набор высказываний и предикатов.

На этом уровне система определяется как схема высказываний, истинных для произвольной совокупности объектов.