Гирокомпас проф. Мартинсена

Гиромотор приводит в движение поворотный электродвигатель 3, вращающий измерительную коробку 4, в которой размещена регистрирующая часть прибора. Внутри коробки находятся два маятника 5, оси которых взаимно перпендикулярны и установлены так, что колебания одного маятника происходят в вертикальной плоскости в направлении оси гиромотора, а другого в направлении, перпендикулярном оси гиромотора.

Как только ось гиромотора устанавливается по меридиану и колебания ее прекращаются, положение измерительной коробки и маятников становится строго ориентированным.

Положение маятников фиксируется наколами на бумажных лентах 6, намотанных на барабаны (кассеты) и расположенных под ними в плоскостях колебания маятников. Кроме накола на ленте производится накол пластинки электромагнита, фиксирующей положение продольной оси прибора.

В момент замера электромагнит притягивает пластинку и маятник, игла которого прокалывает бумажную ленту. При наклоне прибора на лентах образуется два накола, из которых один соответствует вертикальному положению маятника, а другой — оси скважины.

Расстояние между наколами показывает величину отклонения оси скважины в плоскости, ориентированной относительно меридиана. По величине этого отклонения вычисляют приращения координат оси скважины в различных точках замера.

Прибор заключен в стальной цилиндр 7 и опускается в скважину на семижильном кабеле 8, который служит также для подвода электроэнергии.

Кабель присоединяют к прибору при помощи быстросъемной головки 9. Питание электроприемников осуществляется через коллектор 10. Прибор центрируется в скважине щетками //. В нижней части прибора подвешивается груз 12. Для развинчивания корпуса предусмотрена съемная рукоятка 13. Измерения производят через каждые 10 м при спуске и подъеме прибора.

Из двух показаний берется среднее. Управление и контроль за работой измерительных частей прибора осуществляют при помощи специальной аппаратуры.

Прибор «Шахтер».

Измерение отклонении скважин от вертикали производится гиромаятниками, результаты замеров фиксируются самопишущим механизмом, установленным на поверхности. Система состоит из опускающегося в скважину измерительного прибора Ш-1 и пульта управления который помещается в автомобиле типа ЗИЛ-157Б.