Толщина бетонного заполнения

Проседание пород было неравномерным и составляло до 80 см в районе более интенсивной откачки и 33-38 см в районе центральной группы стволов, |В результате неравномерного проседания и сдвижения пород верхняя часть вспомогательного ствола опустилась на 37,3 см и сместилась в восточном направлении. Величина смещения (наклона) максимальная в устье ствола, уменьшалась с глубиной ствола и на отметке примерно 350 м смещения не было. В октябре 1965 г. устье ствола сместилось на 96-98 мм. В дальнейшем смещение продолжалось, и в апреле 1966 г. (через 6 месяцев) оно составило 156 мм. В среднем устье ствола смещалось со скоростью 10 мм в месяц.

Смещение ствола было обнаружено в октябре 1965 г., когда проходка ствола была закончена. Началось же оно значительно раньше.

Вместе с устьем ствола перемещались копер и нулевая рама, на которых были закреплены отвесы, поэтому проходка нижней части ствола от глубины 350 м производилась по отвесам, перемещаемым вместе с устьем.

В результате нижняя часть ствола была пройдена с отклонением от проектной оси ствола, причем это отклонение увеличивалось с глубиной.

Аналогичное смещение в дальнейшем было установлено и на грузовых стволах № 1 и № 2. На грузовом стволе № 1 смещение было обнаружено в период, когда ствол был пройден на глубину около 300 м. Это позволило своевременно принять меры по недопущению искривления нижней части ствола.

Дальнейшая углубка ствола производилась с отклонением на 80 мм, которое было на момент обнаружения смещения. В результате просадки пород были нарушены тюбинги.

Восстановление нарушенных тюбингов производилось таким же методом, как и на южном стволе.

Грузовой ствол № 2 начали проходить в октябре 1963 г. До глубины 34,6 м его крепили железобетоном, в интервале 34,6- 429,3 м — чугунными тюбингами с толщиной стенки 30; 40; 50; 60 и 70 мм и бетонной рубашкой толщиной 50 см, ниже — до глубины 480 м — бетоном толщиной 50 см.