Внутризаводское транспортирование цемента

Транспортирование цемента по горизонтали и вертикали производится механическим или пневматическим способом, который благодаря своим преимуществам получил в последнее время большое распространение. Механическое транспортирование цемента, осуществляемое по горизонтали шнеками (винтовыми конвейерами), а по вертикали — ковшовыми элеваторами, характеризуется малой энергоемкостью и простотой в эксплуатации. К недостаткам его относится сложность герметизации рабочих стыков и неизбежное распыление материала, ухудшающее условия труда па заводе и приводящее к потерям цемента и ускоренному износу механизмов.

Пневматическое транспортирование цемента, несмотря на более сложную эксплуатацию и высокую энергоемкость, имеет по сравнению с механическим транспортированием большие преимущества: не приводит к потерям цемента от распыления, не ухудшает санитарных условий работы на заводе и позволяет осуществлять перемещение материалов на значительные расстояния по горизонтали и вертикали.

По наиболее распространенной схеме пневматическое транспортирование цемента производится по стальным трубам-цементовозам диаметром 125-200 мм при помощи винтовых пневмонасосов или камерных пневмопитателей, создающих давление 0,3-0,6 МПа (3-6 ат) при расходе воздуха 20-30 м3т цемента.

Современная и более эффективная система пневмотранспорта основана на использовании упоминавшегося выше принципа аэрирования цемента. Аэрированный цемент, по своим реологическим свойствам приближающийся к жидкости, может перемещаться при небольшом наклоне цементовода под действием гравитации.

На этом основана организация горизонтального перемещения аэрированного цемента в аэрожелобах.

Аэрожелобы экономичны, просты и надежны в эксплуатации и перемещают цемент по горизонтали, в том числе по ломаной трассе на большие расстояния со скоростью 0,7-1,25 мс (в зависимости от угла наклона желоба).